КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Доклад аудитора Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа Моисеевой Елены Николаевны при проведении «круглого стола» на тему: «Типичные ошибки и недостатки при подготовке бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств Петропавловск-Камчатского городского округа за 2021 год»

Основная часть нарушений проверкой установлена в части содержания текстовой части пояснительной записки.

Общие правила раскрытия информации в текстовой части пояснительной записки содержатся в п. 152 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 191н.

Как показала проверка, содержание текстовой части пояснительной записки у некоторых ГАБС ПКГО не в полной мере соответствует требованиям Инструкции № 191н.

А именно:

1) в разделе 2 пояснительной записке отсутствует информация:

- о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности субъекта бюджетной отчетности и его структурных подразделений основными фондами,

-  об основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств,

- характеристика комплектности;

2) в разделе 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» отсутствует информация:

- о причинах увеличения дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной, по состоянию на отчетную дату в сравнении с данными за аналогичный отчетный период прошлого финансового года;

- о принимаемых мерах по сокращению дебиторской задолженности по расходам бюджета ПКГО.

Помимо Инструкции 191н Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора содержат информацию, которая должна раскрываться в текстовой части пояснительной записки.

 Так, согласно п. 37 Приказа Министерства финансов РФ от 31.12.2016 № 260н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» Пояснительная записка к бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта отчетности должна содержать следующую информацию:

- о наименовании органа, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль;

- перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность;

- краткое описание основных положений учетной политики, а именно:

·                   способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, применяемые субъектом отчетности при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, допускают выбор субъектом отчетности одного из нескольких допустимых способов оценки активов, обязательств, доходов и расходов;

·                   информацию о профессиональных суждениях, выработанных в процессе применения учетной политики и оказывающих существенное влияние на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, профессиональные суждения о том, относятся ли объекты к основным средствам или инвестиционной недвижимости, являются ли договоры соглашениями об аренде);

·             прочие положения учетной политики субъекта отчетности, необходимые для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности его финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств.

Как показал анализ бюджетной отчетности, ГАБС формируют резерв на выплату персоналу в соответствии с Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 184н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу».

Резервы на отпуска необходимо создавать обязательно. Порядок расчета устанавливается в учетной политике (п. 10 СГС «Выплаты персоналу»). Например, для расчета резерва по отпускам можно использовать одну из трех методик: по учреждению в целом, по категориям персонала, отдельно по каждому сотруднику.

В соответствии с другими Федеральными стандартами Учреждение может создавать и другие виды резервов.

Например, в соответствии со стандартом «Резервы» Учреждение может создавать резервы:

·         по претензиям, искам;

·         гарантийному ремонту;

·         убыточным договорным обязательствам;

·         на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации;

·         реструктуризации.

В соответствии со стандартом «Доходы» можно создавать резерв по сомнительным долгам.

В соответствии со стандартом «Запасы» можно создавать резерв под снижение стоимости запасов.

Все перечисленные резервы, кроме резерва на выплату персоналу, он обязателен, Учреждение вправе создавать.

В соответствии с п. 15 раздела 6 Федерального стандарта «Выплаты персоналу» в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрывается следующая информация:

а) сумма задолженности по текущим выплатам персоналу на начало и конец отчетного периода;

б) сумма резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) на начало и конец отчетного периода по каждому виду обязанностей по выплатам персоналу;

в) сумма корректировок (увеличений, уменьшений) величины резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) по каждому виду отложенных выплат персоналу в структуре оснований.

В соответствии с пунктом 9 инструкции 191н Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Данный принцип применяется ко всей отчетности, включая текстовую часть пояснительной записки и информацию, отраженную в таблице 3 «Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете». Исключений не установлено ни для одной из форм. Сокращений до тысяч рублей быть не должно. В форме по ОКУД 0503160 единица измерения рубли.

В соответствии с п. 6 Инструкции 191н бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и (или) аналитические (управленческие) показатели (такие как 127, 128, 160), кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы и (или) лицом, ответственным за формирование аналитической (управленческой) информации, предоставившим указанные данные в целях составления бюджетной отчетности.

Согласно п. 155 Инструкции № 191 н Информация в таблице 3 характеризует результаты анализа исполнения текстовых статей закона (решения) о бюджете, имеющих отношение к деятельности субъекта бюджетной отчетности, в целях раскрытия информации о результатах использования бюджетных ассигнований отчетного финансового года главными распорядителями бюджетных средств.

Таблица № 3 составляется в части текстовых статей закона (решения) о бюджете, за исключением текстовых статей, носящих установочный характер или информация по которым раскрыта в иных отчетах в составе годовой бюджетной отчетности (письмо Министерства финансов Камчатского края от 17.01.2022 № 33.03-03/83 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств краевого бюджета за 2021 год»).

 

В ходе проверки установлены замечания по заполнению не только формы пояснительной записки, но и других бюджетных форм.

Например, по форме 0503128 «Отчет о бюджетных обязательствах».

По результатам анализа бюджетной отчетности установлено, что графа 9 (денежные обязательства) и графа 12 (не исполнено принятых денежных обязательств) часто не содержат информацию о принятых денежные обязательства.

Денежные обязательства, представляют собой показатель, отражающий сумму денежных средств, которые учреждение обязано уплатить в силу договора, соглашения или положений законодательства.

В целях раскрытия полной информации о принятых денежных обязательствах проводится сравнительный анализ форм бюджетной отчетности 0503128 ф. 0503169. На практике величина кредиторской задолженности в графе 9 ф.0503169 «Сведения по кредиторской задолженности» равна сумме неисполненных денежных обязательств, отраженных по строке 999 в графе 12 ф.0503128.

При этом следует учитывать, что нужно вычесть кредиторскую задолженность по счету 1.205.ХХ.000 и счету 1.209.ХХ.000, так как это кредиторская задолженность по доходам, а не расходам. А также кредиторскую задолженность по счету КДБ 1.303.05.000, на котором отражается показатель задолженности по остаткам МБТ прошлых лет, подлежащих возврату в бюджет, в части доходов от МБТ, так как бюджетные и денежные обязательства по возврату не принимаются.

Таким образом по строке 999 в графе 12 ф.0503128 отражается показатель кредиторской задолженности равный кредиторской задолженности в графе 9 ф.0503169 «Сведения по кредиторской задолженности».

Из этого правила есть исключение, например, по договорам аренды, заключенным более чем на один год. Так как принятые обязательства по договору аренды отражаются в учете в общей сумме арендных обязательств за весь срок аренды. Денежные обязательства по договору аренды принимаются ежемесячно, ведь они возникают не сразу на всю сумму договора аренды, на основании выставленных первичных документов арендодателем. В ф.0503169 «Сведения о кредиторской задолженности» показатели по счету 1.302.24.000 отражаются в графе 5 – начислен предстоящий доход по договору аренды, в сумме платежей за весь срок аренды, графе 7 – оплата аренды, графе 9 – остаток по счету на конец отчетного периода. (Дт 111.40 «право пользования нефинансовыми активами» Кт 302.24 Принято к учету право пользования имуществом (в общей сумме платежей по договору аренды).

Соответственно, в этом случае показатели по строке 999 в графе 12 ф.0503128 не будут равны показателям в графе 9 ф.0503169 «Сведения по кредиторской задолженности».

Если, принятые бюджетные и денежные обязательства предполагается изначально исполнять в следующем году, то их следует сразу принимать на счета санкционирования с аналитикой в 22–м разряде номера счета 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)», то есть отражать на счетах 1.502.20.000. (502 21 – учет принятых обязательств по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом); 502 31 - по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным или принятые денежные обязательства 502 22 - по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом); 502 32 - по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным).

В ф.0503128 за текущий год такие обязательства по договору, оплата которого будет в следующем году, отражаются в разделе 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» – по строке 800 в графе 7, графе 9, графе 11 и графе 12 в сумме кредиторской задолженности.

Решением о бюджете ПКГО утверждаются ассигнования и лимиты на текущий год и плановый период, поэтом графа 4 и 5 в части доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств разделе 3 должны содержать данные.

Проверка также показала, что некоторые ГАБС не выделяют обязательства по конкурентным закупкам, хотя информация о проведении конкурентных закупок содержится в пояснительной записке.

Согласно п. 71 Инструкции 191 н по форме 0503128 в разделе 1 «Обязательства текущего года по расходам» общий объем бюджетных обязательств отражается в графе 7, а обязательства по конкурентным закупкам выделяются в графе 8 «из них с применением конкурентных способов». Аналогичная ситуация наблюдается и в 3 разделе «Обязательства финансовых годов, следующих за отчетным», только здесь отражаются обязательства следующих лет по закупкам, которые провели в текущем году.

Обратите внимание обязательства отраженные в 3 разделе в графе 8 в следующем году в графу 8 не включаются – ни в раздел 3, ни в раздел 1. Связано это с тем, что проводку «Дебет 502.17 Кредит 502.11» не используют для переноса счетов санкционирования в первый рабочий день очередного года. Значит, бюджетные обязательства по закупкам, которые провели в прошлых периодах, включаются в графу 7 без отражения в графе 8.

Еще хочется обсудить один момент касаемо принятия к учету бюджетных обязательств на осуществление расходов по заработной плате. Перечень документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств бюджета ПКГО, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств бюджета ПКГО утвержден приложением 3 Приказом Управления финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 21.12.2021 N 157/21 «Об утверждении Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа». В соответствии с данным приказом не установлен конкретный документ для принятия к учету бюджетных обязательств на осуществление расходов по заработной плате, здесь уже необходимо принимать бюджетные и денежные обязательства в соответствии с документом, который Вы прописали у себя в учетной политике.

Если взять к примеру Приказ Минфина Камчатского края от 27.05.2019 N 131 «Об утверждении Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств краевого бюджета» или Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 258н «Об утверждении Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства», то там прописано, что документом для принятия к учету бюджетных обязательств на осуществление расходов по заработной плате является Приказ об утверждении Штатного расписания с расчетом годового фонда оплаты труда (иной документ, подтверждающий возникновение бюджетного обязательства, содержащий расчет годового объема оплаты труда (денежного содержания, денежного довольствия). И вот если у Вас также прописан данный документ, то в таком случае бюджетные обязательства по выплате заработной платы принимаются к учету единовременно на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление расходов по заработной плате, включая в том числе расходы на выплату отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения. Я говорю об этом, так как анализ формы 0503128 показал, что все Управления принимают бюджетные обязательства по заработной плате равную сумме принятых денежных обязательств (то есть скорей всего на основании расчетно-платежной ведомости, расчетной ведомости). О том что необходимо принимать бюджетные обязательства единовременно на весь годовой объем доведенных лимитов говорят и письма Минфина России от 21.01.2013 N 02-06-07/155, от 25.09.2020 N 02-06-10/86916.

Форма 0503164 «Сведения об исполнении бюджета».

Согласно п. 163 Инструкции 191н в графе 1 «Код по бюджетной классификации» в разделе "Расходы бюджета" указываются коды по бюджетной классификации Российской Федерации по которым в результате исполнения бюджета на отчетную дату имеются отклонения по установленным критериям (сумма и (или) процент исполнения, иные критерии) между плановыми (прогнозными) и фактически исполненными показателями в разрезе кода главы по БК, кодов разделов, подразделов, программной (непрограммной) целевой статьей расходов бюджетов по бюджетной классификации Российской Федерации. То есть это с 01 по 12 разряд кода классификации расходов бюджета.

Согласно п. 20      Приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» код целевой статьи расходов бюджетов состоит из десяти разрядов (8 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов).

Структура кода целевой статьи расходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации включает:

код программной (непрограммной) статьи (8 - 12 разряды кода классификации расходов бюджетов);

код направления расходов (13 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов).

Форма 0503169 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности»

Здесь основные замечания были установлена в части выделения суммы по просроченной и долгосрочной задолженности.

В просроченную включайте задолженность, срок исполнения которой по правовому основанию уже наступил. «Дата исполнения по правовому основанию» – дата, когда обязательство нужно выполнить по договору, нормативному акту, исполнительному документу. Не относите к просроченной: дебиторскую задолженность  по счетам 205.00, 209.00 в объеме показателей, которые числятся на счете 401.40 и кредиторскую задолженность по счету 302.24 в объеме остаточной стоимости права пользования НФА.

Долгосрочная задолженность – это задолженность, срок исполнения которой по правовому основанию превышает 12 месяцев (например, в отчете на 1 января 2022 года к долгосрочной относите всю задолженность со сроком оплаты 1 января 2023 года и позже). Сразу хочу отметить, что в квартальной отчетности долгосрочную задолженность не выделяют. Ее надо указывать только в годовых Сведениях.

Дебиторская задолженность по межбюджетным трансфертам, отраженная на счете 205.Х1 в корреспонденции со счетом 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года», относится к долгосрочной задолженности в сумме показателя, сформированного на этом счете.

Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).

Анализ данной формы установил нарушения в части исправления ошибок прошлых лет, когда исправление ошибок не связано с изменением показателей на балансовых счетах (в учете нет корректировки показателя в порядке исправления ошибки прошлых лет с применением спец счетов 304.86, 304.96, 401.18, 401.19, 401.28, 401.29). Например, уточнение показатели долгосрочной задолженности на начало года.  Уточнение такого показателя отражается в графе 8 раздела 1 Сведений (ф. 0503173) по коду причины «05» «Пересчеты показателей отчетности» (п. 1.5 письма Минфина России от 30.12.2021 N 02-06-07/108267 «О раскрытии информации в сведениях об изменении остатков валюты баланса при составлении и представлении бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2021 год»).

Анализ бюджетной отчетности показал, что Учреждения такие исправления отражают как правило по коду причины 06 «Иные причины, обусловленные законодательством», есть случаи по коду 01 «Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), ликвидация субъекта бюджетной отчетности, изменение типов государственных (муниципальных) учреждений на начало финансового года, изменение подведомственности государственных (муниципальных) учреждений» либо вообще не отражают в ф. 0503173.

По коду причины 06 отражается когда вносятся изменения в Единый план счетов, изменение в порядок применения бюджетной классификации (уточнение 1 - 17 разрядов номера счета). Данные изменения вносятся в межотчетный период.

Например:

-  согласно письма Минфина РФ от 28.01.2022 № 02-05-10/5847 в этом году 2022 горячую воду оплачивают по КВР 247 (исключение — когда счет за горячую воду выставляет управляющая компания. Такие платежи проводятся по КВР 244). Если на конец года в балансе на счете 0 206 23 показывали аванс, уплаченный поставщику, то и у этого остатка требовалось изменить разряды 15–17 номера счета;
- перенос показателей на новые счета аналитического учета, предназначенные для отражения НМА (счет 102 00). 

Причем, при уточнении 1 - 17 разрядов номеров счетов вследствие изменения КБК, а также при переносе показателей на новые аналитические счета в графе 9 по соответствующим строкам сформируется нулевой показатель (0,00).

В целях составления и предоставления годовой бюджетной отчетности Министерство финансов РФ совместно с Управлением Федерального казначейства подготавливает письмо «О дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и предоставлении годовой бюджетной отчетности». На основании этого письма Министерство финансов Камчатского края подготавливает свое письмо (Письмо Министерства финансов Камчатского края от 17.01.2022 № 33.03-03/83 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств краевого бюджета за 2021 год»), а Управление финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в свою очередь доводит для ГАБС ПКГО. Информацию, отраженную в данном письме необходимо учесть при составлении годовой бюджетной отчетности, а также сводной годовой бухгалтерской отчетности.

Анализ бюджетной отчетности на соответствие данному письму показал также ряд несоответствий.

Так, например, согласно письму:

- Формирование показателей разделов 1, 2 Сведений о принятых и
неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175) осуществляется в части принятых и неисполненных бюджетных обязательств (денежных обязательств) размер которых составляет 100 млн. рублей и более ,в части принятых и неисполненных бюджетных обязательств (денежных
обязательств размер которых составляет менее 100 млн. рублей,
показатели в разделах 1 и 2 Сведений (ф. 0503175) не отражаются;

-  показатели по счету 1 204 XX 000 в Сведениях о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171) за 2021 год отражаются с указанием в первых
семнадцати разрядах номера счета значения «ноль» и отражением по каждому
вложению кодов по ИНН (ОКСМ) и наименования эмитента. Анализ форм показал, что Управления отражали в первых семнадцати разрядах номера счета значения отличные от «нуля» либо только с 15 по 17 разрядах отличные от нуля.